Профилактика нарушения зрения у детей  

14.03.2024

 После рождения малыши активно используют все пять органов чувств. В возрасте 2,5–4 лет все большее значение приобретает для детей зрение. Оно позволяет ребёнку видеть, различать цвета, рисовать, учиться чтению и письму, конструировать, заниматься другой деятельностью. Учитывая это, главной задачей родителей является забота о детском здоровье и остроте зрения ребёнка.

Наиболее часто в детском возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

При спазме аккомодации отмечается зрительное утомление при работе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождается сильным напряжением зрения.

Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм связан с нарушением степени кривизны роговицы и проявляется ухудшением зрения как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредотачивается на близких предметах: учебнике, тетрадке, альбоме для рисования. Постоянная работа за монитором, планшетом, смартфоном, чтение при недостаточном освещении существенно увеличивают нагрузку на глаза.

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  • Обеспечить здоровый и достаточный по времени сон.
  • Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение, и витамин А, при недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»).

В рационе детей, страдающих близорукостью должны быть морковь, красный сладкий перец, шпинат, черника, кукуруза, манго, персики, рыба, шиповник и цитрусовые.

  • Улучшать кровоснабжения глаз. Хороший эффект дают как прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, так и специальная гимнастика для глаз.
  • Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

Особое значение имеет рациональное построение учебного дня, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Освещение должно быть достаточным и равномерным, не должно быть резких теней и блеска на рабочей поверхности. Когда не хватает естественного света, нужно включать искусственное освещение. В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях образования необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня. После занятий в школе глазам необходим отдых 1 - 1,5 часа. После 2 часов непрерывных занятий необходим перерыв 10 - 20 минут, необходимо выполнять на занятиях упражнения для глаз, физкультурные минутки (в течение 1 - 2 минут), физкультурные паузы (в течение 3 - 4 минут).

Правильной должна быть и посадка ребенка во время чтения, письма. Расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради должно составлять 30 - 35 см.

В период болезни и выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку болезнь ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему.

Уважаемые родители! Начинать профилактику снижения зрительных функций у ребенка нужно с самого рождения и этот процесс должен быть комплексным, включающим медицинские и социальные аспекты.

 

 

Врач-гигиенист (заведующий                                                  С.В. Скребец

отделом гигиены)